Овербукинг или почему полет на самолете не состоится

Овербукинг что это

Мало кто знает, но наличие билета – не гарантия того, что перелет состоится. Пассажиры могут столкнуться с овербукингом – нехваткой мест в самолете. Застраховать себя от такого явления крайне сложно, но вполне реально.

В статье мы рассмотрим, когда и почему в авиации происходит овербукинг, как пассажирам защитить себя от проблем и добиться компенсации за причиненные неудобства.

Овербукинг и его причины в авиации

Овербукинг – это ситуация, при которой количество пассажиров превышает число мест в самолете. На законодательном уровне она никак не регулируется. Чаще всего овербукинг встречается при покупке невозвратных билетов со сниженными ценами. В этом случае часть пассажиров может отказаться от перелета в самый последний момент, не рискуя большими суммами. Овербукинг позволяет авиакомпании избежать серьезных убытков.

Овербукинг разделяют на 2 основных типа:

  1. Технический – происходит в результате сбоя в программе или при вынужденной замене лайнера. Такое часто бывает, если первый самолет неисправный. В некоторых случаях овербукинг происходит по причине ошибок операторов.
  2. Плановый овербукинг обусловлен необходимостью сократить возможные убытки на тот случай, если многие пассажиры откажутся от перелета.

При овербукинге персонал авиакомпании может пускать пассажиров в самолет, как в порядке очередности, так и с учетом отдельных критериев. В приоритете находятся пассажиры бизнес-класса, люди с ограниченными возможностями и обладатели Vip-карты авиаперевозчика.

Похожие статьи:

Куда обратиться в аэропорту при овербукинге

Об отсутствии мест в самолете пассажир может узнать при прохождении регистрации. Если человек сталкивается с этим впервые, он может растеряться. При правильном подходе появляется возможность компенсировать понесенные убытки. Для этого нужно вести себя уверенно и решительно.

При овербукинге нужно придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Необходимо подойти к стойке регистрации и попросить работника авиакомпании поставить на билете отметку об отсутствии свободных мест.
  2. Далее нужно убедиться в наличии всей необходимой документации. Помимо билета с печатью, на руках должны быть чеки, подтверждающие оплату.
  3. На следующем этапе можно попробовать договориться с персоналом авиакомпании о вылете ближайшим рейсом. В большинстве случаев авиаперевозчики идут пассажирам в этом вопросе на уступку.
  4. Если авиакомпания не предоставила альтернативный вариант для вылета, пассажир может составить претензию. Для этого можно обратиться напрямую в офис авиаперевозчика или на официальный сайт.
  5. В случае отсутствия реакции со стороны авиакомпании, пассажир может обратиться в судебные инстанции. Для правильного составления иска достаточно обратиться в любую юридическую организацию.

На подачу заявления дается срок в 6 месяцев с момента нарушения прав клиента. Устные претензии юридической силы не имеют, поэтому обсуждать проблемы по номеру горячей линии бессмысленно.

При составлении претензии необходимо обязательно указать следующие сведения:

  • Ф. И. О. и паспортные данные пассажира;
  • название авиакомпании;
  • обстоятельства нарушения прав клиента;
  • список квитанций и документов, прилагаемых к претензии;
  • требования пассажира;
  • сумма запрашиваемой компенсации;
  • банковские реквизиты для перевода.

Если рейс чартерный, обращение составляется к туроператору, у которого была куплена путевка. В большинстве случае проблему решают незамедлительно. Пассажиру предлагают отправиться по тому же маршруту на другом рейсе.

Права авиапассажира и получение компенсации при овербукинге

Чтобы компенсировать пассажиру расходы, авиакомпания может предложить на выбор несколько компромиссных вариантов. Это позволит авиаперевозчику обеспечить себе положительную репутацию.

При овербукинге пассажир может рассчитывать на следующие варианты компенсации:

  • вылет на альтернативном ближайшем рейсе;
  • если следующий рейс состоится не ранее, чем через сутки, авиакомпания оплачивает трансфер и проживание в отеле;
  • изменение класса обслуживания на более комфортный для пассажира;
  • при необходимости ожидания рейса в течение нескольких часов авиакомпания предоставляет доступ к комнате отдыха и предлагает бесплатное питание с напитками;
  • компенсация в денежном эквиваленте.

Если пассажир решил отказаться от перелета, авиакомпания выплатит ему полную стоимость билета, даже, если он невозвратный. В России из-за отсутствия правового регулирования, принцип возмещения убытков определяется политикой авиакомпании. Именно поэтому стоит отдавать предпочтение только надежным авиаперевозчикам.

Способы защиты от овербукинга при авиаперелетах

Полностью защитить себя от овербукинга невозможно. Однако вполне реально снизить вероятность попадания в неприятную ситуацию. Для этого достаточно учесть рекомендации опытных путешественников.

Способы защиты от овербукинга:

  1. По возможности стоит планировать вылет на ночное время. Такие рейсы менее загруженные, чем утренние или дневные.
  2. Желательно регистрироваться на рейс электронным способом. Это позволит получить место в самолете в числе первых. Если тариф не предусматривает регистрации через интернет, необходимо прибыть в аэропорт как можно раньше.
  3. Не менее важно подготовиться к перелету, чтобы ничего не отвлекало от быстрой регистрации.
  4. При покупке билета по невозвратному тарифу вероятность столкновения с овербукингом гораздо выше. Лучше переплатить за возможность возврата, но быть уверенным, что полет совершится.
  5. Вылет лучше планировать на середину недели. В эти дни загруженность рейсов не такая выраженная, как в начале или конце недели.

Овербукинг – распространенное явление, способное нарушить все планы. При столкновении с ним пассажир может обратиться к персоналу авиакомпании для подачи претензии. В ответ на это ему предложат оплату билета на следующий рейс или денежную компенсацию расходов.

Еще статьи по теме: